Жизнь есть тайна. Её надо разгадать, ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не потеряешь время зря.
Детством, юностью моё поколение эпохе Брежнева принадлежало.
Её считают застоем.
В школе (1973-й) не замечал: учёбой, спортом, шахматами, журналистикой занят был.
Мне не приходилось общаться со старшими, кто бы критично оценивал положение в СССР.
Я жил в рабочем посёлке на окраине большого районного центра, в городе не было диссидентства.
И эпоха шестидесятников в городе не проявлялась никак публично.
Может, на кухнях обсуждали, ибо было много выпускников Бауманки, Военмеха ленинградского.
На журфаке МГУ обсуждений ситуации в стране не было; много читали, болтали, веселились разно.
Разговоров серьёзных не слышал, может, в каких-то комнатах общаги их и вели, но не в тех, где я бывал.
Больше говорили о книгах, фильмах, армии, женщинах, алкоголе, кто-то уже начинал заботиться о карьере.
В 20 лет я начал думать постоянно над глобальным вопросом "Как же жить?"
Много читал Достоевского, Ремарка, Камю, книг с критикой Ницше, Шопенгауэра, Фрейда...
"Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку... должны, непременно должны!
Это обязанность самого человека так устроить; это его закон — скрытый, но существующий непременно..."
Выписывал я цитаты из Достоевского.
"Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя,
чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы."
Задумывался тогда о высоком звании писателя.
Считал, что мне надо брать пример с Мартина Идена.
Упорно прыгать в высоту, стремясь достичь своего максимума.
И считал, что нужно в писательстве найти свой путь.
Увлёкся тогда философией экзистенциализма.
По советам немца О. Больнова считал, что надо заниматься самовоспитанием в духе "свободного разума".
В духе "способности к собственным оценкам", что "позволит обрести дистанцию по отношению к массе"...
Без веры жить нельзя, был уверен я.
Поэтому себе на вооружение я взял поначалу веру в Разум.
Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" считал устаревшим.
Я выбрал новый - "Мудрые и благородные люди всего мира, соединяйтесь!"
Больнов вывел категорию Дома, как формы, где человек под защитой стен и крыши огораживает
своё собственное жизненное пространство, охраняет свою жизнь от чуждого ему внешнего мира.
Человек, по Больнову, есть "существо, строящее свой Дом".
Эту тему я считал прекрасной для своей книги.
Заменив у Достоевского "человек" словом "жизнь" я вывел для себя:
"Жизнь есть тайна.
"Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то ни говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу" жить счастливо."
Последние два слова - замена в цитате словам ФМД "быть человеком".
Её считают застоем.
В школе (1973-й) не замечал: учёбой, спортом, шахматами, журналистикой занят был.
Мне не приходилось общаться со старшими, кто бы критично оценивал положение в СССР.
Я жил в рабочем посёлке на окраине большого районного центра, в городе не было диссидентства.
И эпоха шестидесятников в городе не проявлялась никак публично.
Может, на кухнях обсуждали, ибо было много выпускников Бауманки, Военмеха ленинградского.
На журфаке МГУ обсуждений ситуации в стране не было; много читали, болтали, веселились разно.
Разговоров серьёзных не слышал, может, в каких-то комнатах общаги их и вели, но не в тех, где я бывал.
Больше говорили о книгах, фильмах, армии, женщинах, алкоголе, кто-то уже начинал заботиться о карьере.
В 20 лет я начал думать постоянно над глобальным вопросом "Как же жить?"
Много читал Достоевского, Ремарка, Камю, книг с критикой Ницше, Шопенгауэра, Фрейда...
"Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку... должны, непременно должны!
Это обязанность самого человека так устроить; это его закон — скрытый, но существующий непременно..."
Выписывал я цитаты из Достоевского.
"Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя,
чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы."
Задумывался тогда о высоком звании писателя.
Считал, что мне надо брать пример с Мартина Идена.
Упорно прыгать в высоту, стремясь достичь своего максимума.
И считал, что нужно в писательстве найти свой путь.
Увлёкся тогда философией экзистенциализма.
По советам немца О. Больнова считал, что надо заниматься самовоспитанием в духе "свободного разума".
В духе "способности к собственным оценкам", что "позволит обрести дистанцию по отношению к массе"...
Без веры жить нельзя, был уверен я.
Поэтому себе на вооружение я взял поначалу веру в Разум.
Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" считал устаревшим.
Я выбрал новый - "Мудрые и благородные люди всего мира, соединяйтесь!"
Больнов вывел категорию Дома, как формы, где человек под защитой стен и крыши огораживает
своё собственное жизненное пространство, охраняет свою жизнь от чуждого ему внешнего мира.
Человек, по Больнову, есть "существо, строящее свой Дом".
Эту тему я считал прекрасной для своей книги.
Заменив у Достоевского "человек" словом "жизнь" я вывел для себя:
"Жизнь есть тайна.
"Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то ни говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу" жить счастливо."
Последние два слова - замена в цитате словам ФМД "быть человеком".